Сани для вашей лошадки

Основные детали упряжки

Элементы сбруи:

  • Шлея — ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
  • Седёлка — устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
  • Дуга — деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
  • Чересседельник — ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
  • Хомут — элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.

Элементы сбруи

Важно! Правильно подобранный по размеру хомут лежит на плечах лошади. С затянутой супонью (в завязанном состоянии) хомут не должен давить на шею

  • Супонь — верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
  • Ремённые горты (или гужи) — петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
  • Подбрюшник — лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
  • Поводья (вожжи для лошади) — длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
  • Зга — колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
  • Ногавки — кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
  • Вальтрап (или потник) — покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
  • Подпруга — широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
  • Мартингал — ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.

Также основной деталью является уздечка — система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:

  • суголовный ремень — проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
  • нащёчные ремни — два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
  • подгарочный ремень — прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
  • налобник — ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
  • капсюль — лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
  • трензель — конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
  • поводья — ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.

Процесс запряжки лошади

Вне зависимости от того, куда вы направляетесь, нужно обеспечить и себя, и лошадей безопасностью, а это возможно лишь при правильной упряжке

Как выполняется русская одноконная запряжка? Важно последовательно и чётко следовать описанным профессионалами шагам

В самом начале нужно как следует осмотреть и вымыть лошадь

Важно не только проверить её самочувствие, но и проанализировать, не повреждена ли упряжка и все её составляющие: нигде не должно быть никаких трещин и разрывов. При обнаружении разных по длине гужей важно уравнять их, чтобы не привести к ухудшению передвижения

После осмотра животного и телеги можно переходить к остальным составляющим.
Нужно соединить подбрюшник с чересседельником с помощью кольца. После продевания внутрь необходимо сделать петельку — ею покрывается оглобля.
Коней одевают в хомут, оснащают уздой и седелкой внизу холки. Для правильного расположения хомута нужно постараться, ведь он может находиться только клещами к верху. После можно опустить его и перевернуть на шее, зафиксировав при необходимости.
На следующем этапе ремни и пряжки соединяются туго настолько, насколько может проходить ладошка.
Коня заводят в оглоблю. Для этого нужно выбрать один из вариантов: животное может самостоятельно перешагнуть чрез жердочку оглобли либо его заводят в неё задом. Также можно использовать метод накатывания для пугливых или молодых животных.
Берётся дуга и прислоняется к лошади справа, с помощью левой руки перекручивают и подгоняют гужи под необходимый размер. Важно расположить их около края оглобли.
Дуга продевается с левой стороны петли, второй край перекладывается сквозь оглоблю. При этом важно следить за тем, чтобы петля оказалось внутри дуги, которая находится на шее. Дуга поворачивается выемкой в сторону оглобли, на которую накладывают гуж. Хомут затягивается, клещи обматываются супонью. После их соприкосновения надо следить за расположением дуги и оглобли под прямым углом.
Необходимо привязать животное к левой оглобле. Начинать вставлять хомут можно лишь после подтягивания лошади на шаг назад.
Голова накидывается поводом, гуж прикрепляют с темляком таким образом, чтобы не дать лошади поднять её. Каждый ремень кидается через оглоблю, чтобы не допустить «болтания».
Удило крепится с вожжами.

Так и запрягается лошадь в повозку. Если всё сделано правильно, то вы гарантировано получите безопасную езду и сохраните в норме здоровье животного. Помните, что многое зависит от частоты тренировок, ведь кони являются далеко не простыми животными, потому нужно не только найти к ним подход, но и обладать запасом соответствующих знаний.

Правильно запряжённые лошади и повозка — залог безопасной поездки. На сегодняшний день используют несколько видов упряжек: для одного, двух и более коней. Европейские конюхи разделяют многооконную упряжку для 4-х, 6-х, 8-х животных. Упряжка, к тому же, может быть дуговой, бездуговой, выездной и транспортной. Для работы с 2 лошадьми используют постромочно-дышловой способ, а для прикрепления плуга и экипажа — постромочный. Запряженные красавцы являются качественными и полезными работниками в сфере сельского хозяйства.

LiveInternetLiveInternet

Вторник, 02 Февраля 2021 г. 16:00 + в цитатник

Вольфганг Амадей Моцарт. Немецкий танец №3 (Катание на санях) Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. А.С. Пушкин Рудольф Фердинандович (Фёдорович) Френц. Катание на санях.

Николай Егорович Сверчков. Одиночка (Серая лошадь, запряженная в сани)

Николай Егорович Сверчков. Николай I в санях

Николай Егорович Сверчков. Сани. Рысак (Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский едет на Барсе)

Николай Егорович Сверчков. Тройка

Николай Иванович Тихобразов. Портрет детей Александра II в санях

Пётр Николаевич Грузинский. Масленица

Петр Николаевич Грузинский. На тройке по зимней дороге

Петр Николаевич Грузинский. Тройка

Борис Михайлович Кустодиев. Масленица

Борис Михайлович Кустодиев. Масленица 1

Борис Михайлович Кустодиев. Зима

Николай Петрович Богданов-Бельский. В школу

Николай Петрович Богданов-Бельский. Дети с санями зимой

Василий Суриков. Взятие снежного городка

Иветта Александровна Поздникова.

Станислав Потеха. А troika and hunters in winter.

Станислав Потеха. Hunter Greeting a Troika in Winter

Сергей Ефошкин. Троице-Сергиева Лавра

Константин Высоцкий. Зимнее катание на санях

Виталий Алексеевич Бараненко. Новые сани

Жанна Сидоренко

Филипп Андреевич Малявин. Катание на санях

Филипп Андреевич Малявин. В санях

Елена Михайловна Самарская. Прямо в снежную зарю

Виталий Юрьевич Ермолаев. Зимняя сказка

Piotr Stojanow. Russian Wedding

Piotr Stojanow.

Зимнее катание на санях, запряженных лошадьми, давным-давно было любимейшим развлечением не только в России, где апогеем таких катаний становилась Масленица, но и во многих странах мира, где бывает много снега. Когда-то такие «съездки» были массовыми, яркими и всенародными праздниками: с массой разукрашенных саней, нарядными лошадьми, песнями, звоном бубенцов, трюками от особо лихих возниц и непременными «окунаниями в сугроб» зазевавшихся новичков, вылетавших из саней на резких поворотах под всеобщее веселье. Adolf-Constantin Baumgartner-Stoiloff. Sleigh ride

Adolf-Constantin Baumgartner-Stoiloff. Running from the wolves

Jaroslav Věšín. Поездка на санях

Jaroslav Věšín. High-speed sleigh ride

Jaroslav Věšín. Sleigh ride. Girl in a sleig

Axel Hjalmar Ender. Sledge Riding

Axel Hjalmar Ender. Sledge Ride on the Ice

Axel Hjalmar Ender. A Race

Axel Hjalmar Ender.

Alfred von Wierusz Kowalski

Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчатся. Хорошо с любимой в поле затеряться. Ветерок веселый робок и застенчив, По равнине голой катится бубенчик, Эх вы, сани, сани! Конь ты мои буланый! Где-то на поляне клен танцует пьяный. Мы к нему подъедем, спросим — что такое? И станцуем вместе под тальянку трое. Сергей Есенин Alfred von Wierusz Kowalski. Весёлая езда

Alfred von Wierusz Kowalski. Катание на санях

Wladyslaw T. Chmielinski. Во всю прыть

Jan Maksymilian Kasprowicz. Gentlemen on a Sleigh Ride

Gerald Harvey Jones. Зимний пейзаж

Otto Eerelman. Preparing The Sleigh

Otto Eerelman. A riding tour in the snow

Otto Eerelman. A Royal Ride in the Snow with queen Emma

Otto Eerelman.

Richard De Wolfe

Richard De Wolfe

Kim Norlien. White Crimson Morning

Kim Norlien

Рубрики: Искусство

Метки: искусство живопись сани

Нравится Поделиться

Нравится

  • 9 Запись понравилась
  • Процитировали
  • Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • Сохранить в ссылки

Элементы и конструкция упряжки

Упряжь или сбруя – это снаряжение для лошади, состоящее из конструкции ремней, седла, хомута и т. д. Используется для того, чтобы облегчить процесс езды на лошади или для того, чтобы закрепить за ней телегу. Вероятно, первый прототип современной сбруи появился сразу же, как приручили первого дикого мустанга. Чтобы правильно направить тяговую силу лошади, необходимо знать, из чего состоит упряжь.

Современная сбруя включает в себя несколько элементов, использующихся в разных ситуациях.

Недоуздок – это облегченный вариант уздечки. Состоит из ремней и используется, когда лошадь на пастбище или её нужно вести. Представляет собой два ремешка, которые охватывают голову лошади сверху и снизу, и кольцо, к которому крепится повод. Уздечка состоит из нескольких частей. Во рту лошади помещается удила – металлический стержень с двумя кольцами по краям. К этим кольцам крепится удило и конструкция ремней, которая фиксируется на голове. Снизу головы проходят два подбородочных ремня.

Подбородочный ремень, который ближе к шее, переходит в два ремня, называемых оголовьем. Один из ремней проходит перед ушами лошади, а другой за ними. Эти ремни позволяют уздечке не падать и поддерживают всю остальную конструкцию. Подбородочный ремень, который ближе к морде, закрепляется с помощью ремня капсюля (он располагается в нескольких сантиметров от удил). Щечные ремни соединяют удило и ремни оголовья.

Кроме стандартной уздечки, используют кавессон. Он не предусматривает железного удила. Обычно используют при тренировках на корте.

Шоры – это небольшие пластины, предназначенные для ограничения обзора лошади и защиты глаз от мусора. Располагаются так, чтобы две трети пластины были ниже уровня глаза. Вожжи крепятся к удилам за кольца. Предназначены для управления лошадью. Всадник держится примерно за середину устройства.

Хомут – это элемент упряжи, который передаёт тягловую силу лошади телеге. Внешне выглядит как плотно прилегающее к телу кольцо на шее лошади. Его конструкция такова, что сила, прилагаемая лошадью, распределяется наиболее рационально. Кроме этого, он снижает вибрацию от телеги.

Хомут состоит из нескольких частей. Войлочная подкладка предназначена для того, чтобы снизить трение. Клещи. – это деревянная основа хомута. Состоит из двух деревянных частей, скрепленных одной стороной. Другую сторону связывают супонью уже после того, как наденут хомут на лошадь. Покрышка – верхняя часть хомута. Шлея – конструкция из ремней, которая помогает закрепить оглобли и не позволяет хомуту сдвигаться.

Внешне выглядит как набор ремней, зафиксированных на лошади в разных направлениях. Один ремень идет по крупу, два ремня расположены по бокам и еще два проходят под крупом лошади.

Оглобли – это конструкция из деревянных частей, которая соединяет лошадь с телегой. Внешне выглядит как две деревянные направляющие, иногда используют деревянную дугу. Оглобли крепятся к хомуту с помощью очень прочных петель из ремней. Гужи – ременные петли для фиксации оглобель. Должны иметь равную длину. Их крепят так, чтобы при движении лошади оглобли не смещались. С помощью тех же гуж к оглоблям крепится и дуга. Седёлка – это дополнительное крепление оглобель. Она представляет собой уплотненные ремни, которые протягиваются через круп коня и под ним.

С помощью седёлки можно снять часть нагрузки с лошади (для этого используют горбатую седёлку) или увеличить её тягу. Иногда седёлка снабжена кольцами.

Подпруга представляет собой фиксатор для седёлки и хомута. Обеспечивает стабильное положение хомута во время движения. Внешне выглядит как несколько ремней. Подпруга, седёлка, хомут и оглобли соединяются с помощью чересседельника. Выглядит как ремни съемной конструкции. С особо ретивыми лошадьми часто используют намордник или воротник. Намордник – пластиковый фиксатор морды лошади, закрепляемые несколькими ремнями.

Сонник — Лошади

Крепкие дружеские связи и успех в делах. Быть в седле — вы контролируете сложную ситуацию. Красивая лошадь — к успеху в любви, творчестве. Ехать верхом — вы будете победителем во всех обстоятельствах. Табун лошадей — ваше будущее принесет вам только безоблачные дни и впечатления. За вами гонится всадник — получение долгожданного известия

Белая лошадь — сон предвещает счастливую развязку важного для вас события. Черная лошадь — сулит скорое супружество

Пегая лошадь — прислушайтесь в вашей интуиции. Лошадь в яблоках — означает прочность дружеских связей и радость встреч с близкими по духу людьми. Встретить всадника на лошади — обретете защитника и покровителя. Наряженная лошадь — означает скорое получение новой должности. Мертвая лошадь — вас ждет большой выигрыш. Стреноженная лошадь — вам удастся вывести на чистую воду клеветника в вашем окружении. Лошадь пасется на лугу с сочной травой — вскоре вам предложат участвовать в деле, которое принесет прибыль. Кормить лошадь из рук — вскоре понадобится ваша помощь кому-то из близких. Лететь на крылатом скакуне — к славе. Неприрученная — к победе над врагами. Слушать ржание лошади — прислушайтесь к совету авторитетного человека. Лошадь сбросила седока — предвещает наступление счастливого времени и исполнение всех наших желаний. Покупать — к получению долгожданного известия. Продавать — избавление от обременяющего долга. Переезжать ручей верхом на лошади — ваши блестящие планы на будущее станут реальностью. Вы укрощаете лошадь — вас ожидает улучшение коммерческих дел. Представьте, что вы гарцуете на красивой, здоровой лошади; на остальных лошадях сидят ваши друзья.

Этапы изготовления деревянных санок

Внешний вид санок

Следует посоветоваться с ребенком, если он еще не совсем малыш

Важно, чтобы санки нравились детям. Можно вместе нарисовать эскиз, лучше – несколько вариантов, а затем, выбрать понравившийся больше всего

Важно учесть размеры и вес ребенка, при этом размеры санок рассчитывать с запасом – ведь ребенок растет очень быстро.

Чертеж санок. Чтобы деревянные санки, своими руками выполненные, получились максимально удобными и красивыми, следует тщательно выполнить подробный чертеж всех деталей в натуральную величину. Размеры должны быть точно рассчитаны

Особое внимание – полозьям. От них зависит скольжение санок

Ширина полозьев должна быть оптимальной. Если полозья будут излишне узкие – санки провалятся в снег.

Важна высота санок. Слишком низкие или высокие санки могут иметь проблемы с устойчивостью и проходимостью. Золотая середина – высота от полозьев до сидения около 20-30 см.

Выбор типа дерева и изготовление деталей

Затем изготавливаются все детали, согласно чертежу. Каждая деталь обрабатывается шкуркой, чтобы поверхность была гладкой; края деталей нужно закруглить, чтобы не было острых углов.

Сбор деталей

Для соединения деталей используют разные способы. Можно использовать саморезы, которые следует очень аккуратно затягивать, чтобы дерево не треснуло. Возможно использование специального клея. Вариант для умельцев – специальные соединительные шканты, изготавливать которые лучше всего из красного дерева. В крайнем случае – из сосновых пород деревьев (нельзя использовать бук, который боится воды).

Часто к полозьям для лучшего скольжения прикрепляются полоски из стали или алюминия.

Украшение санок

Деревянные санки, изготовленные своими руками, можно сделать оригинальными и красивыми. Красить дерево не стоит – краска быстро сотрется. Можно выполнить узоры с помощью выжигательного аппарата. Хорошо сшить или купить матрас для санок – малышу будет гораздо комфортнее в них находиться.

Изготовить деревянные санки своими руками не очень сложно, если придерживаться инструкции, которую можно легко найти на различных сайтах.

Какие бывают запряжки?

Оглобельно-дуговая запряжка

1 — удила; 2 — узда; 3 — дуга; 4 — повод с темляком; 5 — зга; 6 — седелка; 7 — чересседельник; 8 — шлея : 8а — продольный ремень, 8б — поперечные ремни, 8в — откосный ремень, 8г — ободовый ремень, 8д — мочка; 9 — оглобля: 9а — гребенка, 9б — тяж; 10 — подбрюшник; 11 — подпруга; 12 — гуж; 13 — хомут; 14 — супонь; 15 — вожжи.

Данный способ запрягания коней идеально подходит для одноконной русской телеги. Для запряжки понадобится хомут, шлеи, супони, сидёлка, чересседельник, дуга.

Процесс снаряжения амуниции:

  1. Первое, что надевается, – узда. Во время холодов железные удила согреваются (предварительно занести в теплое помещение или подержать в руках несколько минут). В противном случае металл передаст холод телу животного, после чего начнутся воспалительные процессы в мягких тканях.
  2. Далее левой рукой беремся за упряжь, а в правую кладем сидёлку и чересседельник. Потом накладывается на спину сидёлка. Делать это нужно в определенной последовательности: уложить на участок, расположенный около холки, расправить шерсть, разложить по спине.
  3. Таким образом, верхняя часть должна находиться на холке, нижняя – на расстоянии от 9-го до 15-го ребра на спине. При этом шлея должна спускаться до уровня локтя лошади.
  4. Следом надо затянуть подпругу. Между кожей животного и шлеей необходимо оставить расстояние в 3-5 см.
  5. Следующий шаг – накладывание хомута. Перевернуть нижней стороной вверх, продеть через голову коня. В самой узкой зоне шеи перевернуть хомут, придав правильное положение. Осталось расправить гриву и набросить шлею.
  6. Завести животное в оглобли, кончики которой должны быть на одном уровне с гужей.
  7. К оглобле справа, а потом слева, прикрепить чересседельник за петли, расположенные на сидёлке.
  8. Затем дуга подводится с нижней левой зоны под оглоблю, обгибается против хода часов, конец вдевается в петлю. Снова обогнуть оглоблю и уложить дугу на хомут.
  9. В итоге кончик справа должен соприкоснуться с оглоблей этой же стороны. Аналогичным образом поступают с петлей гужи справа.
  10. Взять в руки супонь, стянуть хомут за оба края. Оба концы должны сомкнуться. Если не получается, то надо удлинить гужи. Бывает такое, что хомут смыкается, но дужки не имеют правильного положения. Ошибка в этом случае заключается в том, что гужи слишком длинные.
  11. Пристегнуть вожжи к уздечке. Особенность: вожжи можно продевать через середину или снаружи дуги. Первое нужно сделать тогда, когда конь не слушается повода.

Полезные рекомендации:

  • гужи не должны находиться спереди дуги;
  • хомут подбирается по индивидуальному размеру коня (при точном соответствии он плотно прилегает к плечам);
  • если хомут, который есть в наличии, большой, на внутреннюю его часть нашивается войлочная ткань;
  • если хомут маленький, использовать его нельзя;
  • запрещено накладывать только чересседельник (без сиделки) – это чревато травмированием кожного покрова лошади.

Постромочно-дышловая

Такая запряжка применяется при паре коней, которые используются в сельском хозяйстве. Обязательное условие – наличие дышла на телеге. Это одна оглобля, расположенная точно по центру, к которой пристегивают лошадей по отдельности. Дополнительно берут нагрудник, постромки, нашильник.

1 — кочеток; 2 — вага; 3 — валек; 4 — постромка; б — передняя вага; 6 — нашильник; 7 — нагрудник; 8 — дышло.

Процесс запряжки:

  • надеть уздечку и хомут на каждое животное;
  • поставить коней с 2-х сторон дышла;
  • натянуть нашильник на дышло, закрепить на нагрудниках в кольце;
  • зафиксировать хомут, правильно натянуть постромки;
  • прикрепить нагрудник за постромок и хомут;
  • вожжи пристегнуть к уздечке.

Постромочная

Данный метод запряжки считается простейшим и самым быстрым. Здесь не понадобится ни дышло, ни дуга, ни оглобля. Поэтому способ носит и другое название – пристяжка.

Спектр применения широкий – тележка, плуг, борона, экипаж. Постромочная упряжь напоминает оглобельно-дуговую запряжку. Основана на накладывании шлеи и пристёгивании ремня за воз (для этого есть специальное кольцо).

Еще существует смешанный тип запрягания лошади, суть которого заключается в использовании одновременно нескольких видов запряжки. Применяется преимущественно для телег с грузами и людьми.

Амуниция для иппотерапии

Лечение лошадьми или иппотерапия известна уже многие десятилетия и широко применяется для лечения ДЦП, умственной отсталости, аутизма, повышенного тонуса мышц, нервных расстройств, астмы, сколиоза, желудочных заболеваний. На человека влияет не только положительная энергетика животного, но и получает хороший массаж, развивается мелкая моторика, укрепляются мышцы, чувство баланса.

Для лечебных занятий верховой ездой рекомендуется использовать прогулочное, строевое или вольтижировочное седло. Оно более глубокое и широкое, а значит в нем легко держать равновесие.  Существуют и специальные седла для иппотерапии, отличающиеся наличием ручек или держателей  для людей с ограниченными возможностями.

Под седло обязательно подкладывается вальтрап с амортизирующей подкладкой. Также работа невозможна без трензельного оголовья с удобными поводьями, страховочного пояса с ручками, безопасных стремян и специальных насадок для седла, меняющих его площадь, мягкость и дающих дополнительные упоры для ног. Все это подбирается индивидуально по всаднику и в согласовании с врачом-иппотерапевтом.

Какие составные части есть у хомута

Стандартная часть упряжи (хомут) состоит из следующих частей:

Размеры хомута зависят от клещей, которые повторяют форму конской шеи. Такие промеры контролируются человеком постоянно, ведь сбрую придется поменять, если животное по каким-то причинам резко сбросило вес или, наоборот, его набрало.

Измерить хомут по длине довольно просто: этим показателем служит расстояние от самого верха до самой крайней нижней точки. Очень короткая амуниция будет оказывать давление на шею и не давать животному нормально дышать. Слишком длинная имеет низкую посадку и станет мешать при движении, вдобавок натрет лошади места соприкосновения с кожей.

Клещи чаще всего изготавливают из березы или клена, при этом учитывают расположение волокон, которые должны идти по длине изделия

На сегодняшний день можно найти клещи из фанеры, но тут стоит обратить внимание на то, что такой материал очень плохо переносит сырость, а потому его нужно защищать от избыточной влажности

Относительно разборная конструкция хомута позволяет одевать данную часть сбруи на шею лошади и проводить необходимую корректировку. Древесина, которая пошла на изготовление хомута, будет врезаться в кожу и оказывать давление на мышцы. Чтобы предотвратить возможные травмы, используется хомутина. Это кожаный чехол, внутрь которого положен войлок или солома.

Набивка наполнителя производится очень плотно. Хомутина с клещами соединяется при помощи гвоздей таким образом, чтобы подкладочный материал выступал на несколько сантиметров. Крепление гужей происходит на внешней стороне хомута. Такие ремни, на изготовление которых идет свиная или телячья кожа, имеют ширину 9-12 см и служат для закрепления оглобель. На сегодняшний день вместо кожи может использоваться резина или иной искусственный аналог. Гужи выполняют не только крепежную функцию, но и амортизирующую.

Седелка выступает в роли дополнительного элемента, который будет передавать нагрузку с шейной области, сдавленной хомутом, на спину. Для лошадей со стандартным строением туловища используют горбатые седелки, если есть какие-то особенности в конфигурации тела, то можно подобрать стоячий или плоский вариант такой детали.

Управление

Управление телегой помогает осуществлять специальная экипировка, соединяющая тело лошади с повозкой. Это снаряжение состоит из набора ремней и крепежных узлов, которые надеваются на переднюю часть животного и соединяются с человеком, управляющим повозкой. В качестве элементов управления выступают два ремня, идущие к рукам водителя.

Когда управляющий тянет за один ремень, упряжка оказывает тянущее воздействие на лошадь с той стороны, с которой находится задействованный ремень. Для того чтобы снизить тянущую нагрузку, конь поворачивает в ее сторону. Корпус животного упирается в оглоблю – длинную жердь, присоединенную к поворотному механизму, и приводит его в действие. Передняя ось вращается на центральном шарнире и поворачивается под углом к вектору движения повозки.

Развитие хомута – конская упряжь в истории

Приручение лошади произошло свыше 6-7 тысяч лет назад. Длительное время их применяли исключительно для верховой езды. Но во 2-3 тысячелетии до нашей эры появляется прообраз хомута – ошейник из кожи, плотно обхватывающий горло коня. Свидетельства о таких приспособлениях находят в различных культурах:

  • юг Месопотамии – халдейские племена;
  • минойская цивилизация на острове Крит;
  • ассирийское царство, существовавшее на месте современного Ирака;
  • древний Китай.

Ошейник выполнялся из полоски кожи, которая плотно охватывала шею коня (также существовали варианты с двойным ремнем – второй фиксировался за грудными конечностями, но основная нагрузка ложилась именно на шею). Чем сильнее лошадь тянула привязанный груз (телега, плуг), тем больше стягивался ошейник. Особенности строения лошади приводили к асфиксии. Поэтому длительное время основные работы выполняли волы.

Первые изменения в креплении телеги происходят ближе к новой эре – в 3-м веке до рождества Христова в центральной Азии появляется нагрудный ремень. Первопроходцами были китайцы. Особенности крепления позволяли перенести тягу на грудину, то есть на костный аппарат, а не на мышцы. Такая конструкция практически полностью использовала силовые возможности лошади, не нарушая ее производительности. Подобные конструкции появились в Европе лишь в 6-7 веке.

Когда европейцы еще не пришли к использованию нагрудного ремня, в Китае уже появляется первый хомут – изображения его сохранившихся образцов датируются 2-3-м тысячелетием нашей эры. Изображаемые на картинах древние китайские хомуты имеют овальную форму с мягкими подкладками. В европейские государства хомут пришел в 10-м веке. Стоит отметить, что первыми лошадей стали запрягать скандинавские племена, а в южных регионах продолжали использовать волов.

Устройства и оборудования для упряжи

В начале одомашнивания лошади человечество было далеко от создания различных средств фиксации и управления животными – они использовались без каких-либо специальных приспособлений. Еще не так давно лошадей применяли без любых средств управления, например, прогон по хлебу или льну для обмолота. Также происходила верховая езда, перевозка грузов – всадник ехал без седла, держась за гриву, а тюки просто перекидывались через спину или привязывались к хвосту.

С развитием общества происходит совершенствование различных приспособлений для управления лошади и преобразования ее тяглового усилия в полезную для человека работу. Первым делом появились разнообразные сани (колесо человек разработал намного позднее), которые к лошади крепились шейной петлей. Пройдет не одно тысячелетие, пока появятся более совершенные системы фиксации – хомут, оглобли. Даже сейчас можно встретить доисторические типы упряжи в оленьих и собачьих упряжках.

Все современные приспособления, надеваемые на коня, называются упряжью. Она позволяет крепить различный сельскохозяйственный инструмент, устройства для переноса груза. Это два основных типа упряжи – для размещения человека, вьючных грузов и для работы с тягловым усилием. Телеги, сельскохозяйственная техника пристегиваются с помощью хомута или шорки. Хомут делается из древесины и его давление на лошадь постоянно, независимо от тяглового усилия, у шорки нет жесткой рамы, что приводит к переменам в ее конфигурации.

Из чего состоит упряжь:

  • клещи из прикорневой древесины, определяющие форму и прочность;
  • хомутина – скрученная солома, обтянутая соломой;
  • войлочная подкладка;
  • гужи – кожаные ремни, передающие усилие с хомута на телегу и смягчающие рывки;
  • седелка – распределение части давления с шеи на спину;
  • шлея – дополнительная фиксация, необходимая для торможения;
  • подбрюшный ремень.

Шорка – система ремней, охватывающих шею, грудь лошади спереди и вокруг. Также грудное и шейное кольца связываются между собой. Шорки изготавливаются из кожи, так как полоски тонкие (в сравнении с хомутом), то давление больше, особенно ярко выражено оно в момент движения. Чем сильнее лошадь начинает двигаться, тем больше становится натяжение ремней.

Как правильно запрягать лошадей

Лошади пользуются особой популярностью в домашних хозяйствах, а особенно – в деревнях.

Этих животных используют как тягловую силу, а также для перевозки грузов. Кроме того, контакт с лошадьми очень полезен для здоровья, так как эти благородные животные способны примести нам массу положительных эмоций.

За лошадью нужно правильно ухаживать, чтобы она прожила как можно дольше и служила Вам многие годы. Прежде всего, нужно правильно запрягать лошадь, так как в случае нарушения этой процедуры, лошадь может очень пострадать.

Известно несколько способов, как можно запрячь лошадь. Запряжки бывают оглобельно-дуговой, комбинированной оглобельно-постромочной, постромочно-дышловой и просто постромочной. Запрягать можно одновременно две, три и более лошадей.

Существует вариант смешанных запряжек, когда вместе запрягают две и три лошади.

Прежде всего, нужно ознакомиться с упряжью, которую используют при содержании лошадей.

Во время содержания в стойле или в период отдыха применяют недоуздок, который делают из тесьмы или сыромятной кожи. Для управления животным используют узду. Изготавливается она индивидуально под лошадь, исходя из параметров головы животного.

Важно правильно сделать узду, чтобы удила лежали на том краю нижней челюсти, где нет зубов, и чтобы они не давили на уголки рта. Если узда слишком короткая, то она будет натирать кожу в уголках рта и создавать животному дискомфорт

Вожжи и повод нужно пристегивать к удильным кольцам.

Хомут также подбирается индивидуально по размерам и форме шеи. Если он слишком короткий, то на шею будет оказано давление, от чего лошадь может задыхаться. Это особенно опасно тогда, когда животное подымается вверх. Также могут появиться повреждения в области плеч и холки.

Если лошадь выездная, то хомут для нее должен быть легким (до 3 – 4 кг), а если животное-тяжеловоз, то вес хомута должен достигать 8 – 10 кг. Седелку нужно подбирать по холке. Если холка низкая, то и седелка должна быть соответствующей, лежачей, но если холка высокая, то седелку берут горбатую.

Это приспособление вместе с подпругой нужны для того, чтобы зафиксировать хомут, дуги и оглобли. В этом случае необходимо еще использовать подбрюшник и чересседельник, которые изготавливаются из сыромятных ремней.

Дуга применяется при запряжке лошади оглобельно-дуговым способом. Вес данного приспособления зависит от назначения лошади.

Что из себя представляет упряжь

В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.

Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.

Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.

Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.

Так как чаще всего сбрую создают из особых видов мягкой сыромятной кожи, то за ней нужно по-особому ухаживать. Так, после окончания поездки, пропитанную потом упряжь следует повесить на специально отведённую для неё вешалку либо на деревянный костыль в сухом и проветриваемом месте. После окончания сушки все шлеи и сами ремни нужно смазывать техническим жиром либо маслом.

Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector