В улан-удэ у дацана на лысой горе установили самую большую мраморную буузу в мире
Содержание:
- Храм и другие строения монастыря
- Отъезд в Лхасу
- Подарки
- Новый духовный центр
- Бегство
- Биография [ править | править код ]
- Жизнь в Индии
- Что посмотреть в монастыре
- Другие новости раздела
- Актуально
- Свежие новости
- Режим работы дацана в Чите, расписание служб
- Молитвенные флаги
- среда, 6 сентября 2017 г.
- Уникальность
- Золотой Будда
- История Читинского дацана
- Предназначение
- В Бурятии
Храм и другие строения монастыря
Территория комплекса представляет собой правильный квадрат, площадью 108 на 108 метров. Все постройки расположены таким образом, чтобы посетитель по пути к храму смог совершить священный обход и другие традиционные для буддистов ритуалы.
Дамба Брайбунлинг окружен высоким забором, вход осуществляется через главные ворота. От них до храма протянуты гирлянды разноцветных треугольных флажков с надписями. Они называются хии-морин, или «кони ветра». Считается, что ветер шевеля флажки разносит вокруг благие пожелания.
Валентина Марченко
Сразу от ворот вошедший в Читинский дацан начинает священный обход (гороо). Церемония подразумевает обход территории слева направо, согласно движению Солнца, нечетное количество раз.
Первыми на пути появляются беседки с молитвенными барабанами которые следует вращать. Прокручивание барабанов с мантрами заменяет многократное прочтение молитвы. Помимо беседок вдоль стен располагаются кафе национальной кухни и жилые домики для администрации и обитателей дацана.
Далее взору открывается юрта, где прихожан принимает настоятель храма Баир-лама. По соседству с юртой находится ступа в виде остроконечной беседки, украшенная символами огня, земли, луны и солнца. Обычно ступу просто обходят вокруг, но в Читинском дацане в нее можно войти и оставить подношение.
Валентина Марченко
Священный обход заканчивается у главного храма — великолепного образца старинного бурятского зодчества. Специалисты утверждают, что внешне дацан очень похож на сгоревший в 1914 году дуган. Он также имеет три яруса, черепичную крышу и обильно украшен деревянной резьбой, покрытой яркими минеральными красками. Внешний декор святыни наполнен символизмом. В центре композиции — дхармачакра — символ, отражающий учение Будды о перерождении и карме. Традиционно дхармачакра изображается в виде колеса с восемью спицами и газелями по бокам.
Перед входом в Читинский дацан установлена курительница для благовоний. Возле нее часто оставляют подношения (продукты или деньги).
Внутри обители прихожанам также следует совершить гороо и обойти первый этаж по кругу. На второй и третий этажи пускают только монахов. Главная святыня Дамба Брайбунлинга — алтарь с 2-метровой статуей Будды. Золоченая фигура дополнена портретом Далай-ламы XIV, малой скульптурой Будды, сидящего в позе лотоса, и многочисленным декором.
Дацан в Чите живет насыщенной жизнью. Здесь регулярно совершаются хуралы и буддийские ритуалы. Ламы помогают верующим в сложных жизненных ситуациях, консультируют по вопросам веры. Среди лам монастыря есть хорошие специалисты в астрологии и врачевании.
Отъезд в Лхасу
Китайское коммунистическое движение способствовало созданию очень напряжённой обстановки в стране. В тринадцатилетнем возрасте Еше пришлось уехать учиться дальше в Лхасу, так как Литанг вот-вот должна была занять Красная армия Китая. Он был отправлен с рекомендациями к Тубтену Чойки Ниме, ламе-буряту.
Монастырь Дрепунг стал новым местом жительства юного тулку. Здесь он приступил к изучению философии с самого начала. Тубтен Ринпоче оказался спокойным, но очень строгим наставником. Он добился усвоения послушниками огромного объёма материала за несколько лет.
Монастырь Дрепунг Гоманг
Затем учитель занял пост Дульва-хамбо, времени у него стало не хватать. С Еше в течение года занимался другой наставник, пока хамбо-лама не продолжил свои занятия с тулку. Всё изменил 1959 год.
Подарки
Одна из самых больших статуй Будды в России появилась в буддистском центре благодаря средствам А.М. Туракина, местного общественного деятеля и предпринимателя. Но не он один сделал храмовому комплексу такой щедрый подарок.
Изюминкой молельного зала являются также огромные бубинговые чётки. Их преподнёс 10 лет назад Хаяши Хироши.
Этот японский монах собственноручно сделал несколько наборов таких чёток из ствола дерева, которое росло две тысячи лет. Когда срок жизни растения подошёл к концу, ценное дерево привезли из Африки в Японию, где его и купил Хироши.
Бубинговые четки
Чётки весят 350 килограммов. Обладая искренним желанием, чтобы человечество жило в мире и достатке, японский верующий преподнёс свои изделия буддийским храмам нескольких стран.
- России,
- Канаде,
- Монголии,
- Южная Корее,
- Японии
Монастыри-обладатели этого дара условились в каждом месяце проводить общую молитву, чтобы добро и счастье преобладали в нашем мире. Каждый раз, когда наступает 28-е число (по Григорианскому календарю), буддисты могут присоединиться к этому молебну.
Защитник Дхармы Махакала – гневная эманация Авалокитешвары – выполнен из цельной глыбы чёрного хрусталя. Это драгоценный минерал из Бразилии. Статую подарили храму на Новый буддийский 2009 год.
Новый духовный центр
И на пороге нового тысячелетия этот центр основали, получив благословение Далай Ламы. Местность Лысая гора была выбрана местом постройки этого монастырского комплекса. Еше Ринпоче очень помог в организации проекта один из его последователей, геше Тензин Лама.
Еше Лодой Ринпоче
Летом 2004 года дацан торжественно открыли, и была освящена статуя Золотого Будды, украшающего этот храм. Через пять лет после открытия здесь три года подряд проводились учения Далай Ламой для буддистов, говорящих на русском языке. Это было беспрецедентное событие для буддистов России.
С весны 2010 года в храме регулярно проводится молебен Соджонг, что раньше невозможно было осуществить из-за недостаточного количества монахов со степенью гелонгов. Ринпоче неустанно пёкся об их образовании, и о том, чтобы в центре ежегодно проводились летние учения для желающих. Он проводит учения не только в нашей стране, но и за границей.
Авторству Еше Лодоя принадлежат многочисленные статьи и публикации, с которыми можно ознакомиться на сайте храма, а также объёмные труды, среди которых наиважнейшим является «Краткое объяснение сущности Ламрима».
Бегство
Когда в марте 1959 года китайцы начали бои в столице Тибета, Еше Лодой продолжал быть послушником самого крупного тибетского монастыря Дрепунг. Из окна ему было видно, как монахи цепочкой преодолевают Гималаи, чтобы скрыться.
Монастырь находился у горы, а чуть ниже по местности к нему уже приближались китайцы. Было принято решение уходить за горы. Группа из двух десятков монахов переоделась в мирскую одежду, некоторые даже вооружились, и началось тайное восхождение на перевал, вершины которого они достигли в сумерках.
Внизу раскинулась Лхаса, пылающая пожарами. Взрывы снарядов, стрельба из пушек и пулемётов разрывали тишину вечера. Это ужасное зрелище навсегда врезалось в память подростка.
Вид на Лхасу, фото XX-й век
Некоторые монахи предлагали укрыться в маленьком горном монастыре, неподалёку от Дрепунга, но он был в пределах досягаемости китайских артиллерийских орудий. Ни у кого из этих тибетцев не было цели эмигрировать, а обстоятельства складывались так, что приходилось идти всё дальше на запад, в южную часть Тибета. Эта труднопроходимая местность была недоступна китайцам.
Таким образом дорога привела их в Бутан. Бутанцы привечали беженцев радушно, разрешали переночевать в лучшем помещении своего дома – алтарном, давали необходимые вещи, сытно кормили. С собой также давали и рис, и топлёное масло, и мясо.
Так, не имея никакого транспорта, монахи за месяц добрались до индийской границы, пешком преодолев Бутан. Он остался в памяти Еше, как похожий на Тибет по языку и культурным обычаям, и ещё запомнился очень душевными людьми. Возле границы беженцев встретили представители эмиграционного комитета, организованного Индией и рядом других стран ООН.
Биография [ править | править код ]
Образование
В три года в Тибете был признан четвёртым перерождением Ело-тулку. С шести лет он начал обучение в монастыре школы гелуг. На родине у Еше Лодоя было два учителя — Адон Пунцог Ринпоче, занимавшийся с юным Еше Лодоем в свои последние годы и определивший жизненные позиции ученика, и Лобсанг Хайдуб, ученик Адон Пунцога. Он обучал шестилетнего Еше Лодоя, начиная с алфавита и заучивания наизусть текстов.
В семь лет Еше Лодой принял начальные монашеские обеты; через год Литанг посетил Шивалха-лхарамба, который был бурятским ламой из Агинского округа, села Судунтуй. В 11 лет Еше Лодой начал изучать буддийскую философию.
В 1956 году, когда Еше Лодою исполнилось тринадцать лет, в Тибет вошла китайская армия (НОАК) и учителя посоветовали Еше Лодою перебраться в Лхасу для продолжения учебы. Здесь он поселился в монастыре Дрепунг (факультет Гоман-дацан), и с молодым тулку стал заниматься знаток Винаи лама-бурят Тубтен Чойджи Нима, начав с начального класса философии Дуйра.
В марте 1959 года, в связи с действиями НОАК в Тибете, Еше Лодой бежал из Лхасы в Индию (через Бутан) в составе группы из, примерно, 20 человек. В Индии его образование продолжилось в лагерях для тибетских беженцев. С 1959 по 1971 год он продолжал обучение по разделам Мадхьямика, Абхидхарма, Виная и Праджняпарамита. В 1963 году он принял от Далай-ламы полные монашеские обеты гелонга. В 1972 году Еше Лодой поступил в буддийский университет в городе Сарнатх, где в течение трёх лет прошел полный курс Ламрима. С отличием закончив университет, он получил звание Ачарья (соответствует званию старшего преподавателя буддийских философских наук).
В 1975—1977 годах из Швейцарии приехал бурятский лама Агван Нима, назначенный хамбо-ламой факультета (дацана) Гоман, и в течение трёх лет Еше Лодой учился у него. Коренным Учителем Еше Лодой Ринпоче считается Тубтен Чойджи Ньима, а основными учителями — Далай-лама XIV и его Учителя — Триджанг Ринпоче и Линг Ринпоче. Еше Лодой Ринпоче также получил основные посвящения и передачи Учения от крупнейших лам школ Гелуг, Кагью, Ньингма и Сакья.
Работа в Дхарамсале и Монголии
После этого Еше Лодой работал в Дхарамсале в Тибетской библиотеке трудов и архивов заместителем заведующего отделом и заведующим отделом. В 1979 году Еше Лодой Римпоче сдал экзамен на звание геше-лхарамба, высшей учёной степени в буддийской философии традиции Гелугпа (соответствует званию доктора философии) на факультете (дацане) Гоман монастыря Дрепунг.
В 1992 году по просьбе монгольских буддистов и по поручению Далай-ламы Еше Лодой Ринпоче приехал в Монголию.
Работа в России
В 1993 году по просьбе бурятских Пандито Хамбо-ламы Жамьяна Шагдарова и дид-хамбо ламы Доржижаба Мархаева Далай-лама XIV направил Еше Лодой Римпоче учителем в Бурятию. Еше Лодой Ринпоче начал преподавать цанид в буддийском институте «Даши Чойхорлин» Буддийской традиционной сангхи России при Иволгинском дацане.
В 1999 году в Улан-Удэ для развития образовательных и духовных программ Еше Лодоя было начато строительство центра «Ринпоче Багша», открытого в 2004 году, куда он впоследствии и переехал, оставив преподавательскую работу. Под патронажем Еше Лодоя были созданы дхарма-центры в Бурятии и ряде других регионов России.
Еше Лодой Ринпоче передавал посвящения и наставления по буддийским практикам в Бурятии, Агинском бурятском округе, Калмыкии, в городах Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург, Северобайкальск, Усть-Илимск, Чита, городах Алтайского края. 7 апреля 2011 года Еше Лодой по приглашению факультета культурологии и искусствоведения Уральского государственного университета прочитал лекцию на тему «Культура стран гималайского региона: история и современность».
Буддийский комплекс на самой высокой точке города
- Рейтинг
- Исторический период Российская Федерация
- Бюджет бесплатно
- Религия буддизм
Жизнь в Индии
В Индии Еше Лодою пришлось и учиться, и работать. Целых двенадцать лет он продолжал постигать буддийские дисциплины, список которых состоял из:
- абхидхармы,
- праджняпарамиты,
- праманы,
- винаи,
- мадхъямики.
В этот период глава всех буддистов, Далай Лама XIV, передал молодому тулку высший монашеский обет, он стал гелонгом.
Еше Лодой Ринпоче и Далай-лама XIV Тензин Гьяцо
Затем он ещё три года изучал Ламрим, что на тибетском языке означает «этапы пути» и является руководством для послушников на пути к пробуждению. Обучение происходило в бенарестском буддийском университете, после окончания с отличием которого 32-летний тулку стал ачарьей – наставником молодых монахов. Глубокий смысл этого звания заложен этимологии слова: ачарья больше, чем наставник, он учит и при этом сам является образцом для подражания в том, чему учит.
Завершающим периодом обучения явилось образования в южной части страны, где возле индийского города Мунгод, штат Карнатака, был возрождён тибетскими беженцами новый монастырь Дрепунг. Ведь старый, в Лхасе, прекратил свою деятельность с приходом оккупантов.Гоман дацан (факультет) монастыря Дрепунг стал последним местом учёбы Еше Лодоя, а достопочтенный Агван Нима – его последним учителем.
Кенсур Ринпоче Геше Лхарамба Агван Нима (1907—1990) — видный деятель тибетского буддизма, настоятель монастыря Дрепунг с 1978 по 1980 г.
В честь Агвана Нимы Цыдыпдоржиева возведена ступа с девятью главами на его родине, в Бурятии, в Заиграевском районе, в селе Дабата. Рядом с ней открыт маленький музей с его личными вещами. Еше Лодой Ринпоче очень сожалеет, что ему так недолго пришлось проучиться у этого выдающегося ламы.
Затем многоуважаемый учитель получил должность в дхарамсальской Библиотеке тибетских трудов и архивов. В ней существовало два отдела, один с буддийскими книгами на иностранном языке, преимущественно английском; а второй – с тибетскими.
В тибетском отделе хранились:
- Кангьюр и Тенгьюр;
- трактаты тибетских выдающихся монахов;
- исторические книги о Тибете;
- работы, написанные литературным тибетским языком.
Библиотека тибетских трудов и архивов. Дхарамсала, Индия
Библиотека оказывала помощь на платной основе студентам, изучающим буддизм, научным работникам и соискателям на учёную степень, работающим над диссертацией. Также здесь можно было взять курс тибетского языка. А в типографии заведения печатали с целью распространения литературу на этих двух языках: тибетском и английском.
Еше Лодой всегда с благодарностью вспоминал всех своих наставников: и тибетского, и бурятского происхождения. А своим первейшим наставником он считает Его Святейшество и других монахов из его окружения. Они передали ему главные ритуалы буддийского учения. Кроме них, он благодарен за это и руководителям всех четырёх буддийских школ Тибета: Гелугпа,Сакья, Ньингма и Кагью.
Что посмотреть в монастыре
Традиционно знакомство с Иволгинским, да и любым другим дацаном начинают с гороо — обхода территории по часовой стрелке. Совершить его нужно нечетное количество раз и не торопясь: каждый объект имеет особое значение. Посетителям необходимо соблюдать простые правила приличия: разговаривать спокойно, не ругаться, не вставать спиной к статуям Будды и не указывать на них пальцем. А вот фотографировать можно — здесь это не возбраняется.
Светлана Аубекерова
Если есть интерес к истории и назначению дуганов, ступ и других объектов, можно обратиться к ламам (священникам дацана): они с радостью проведут экскурсию и расскажут о традициях буддизма всем желающим. Другой вариант — подготовиться и не спеша осмотреть достопримечательности самостоятельно. Кстати: в каждом дугане проводятся хуралы (богослужения с молитвами), на них могут присутствовать все желающие.
ПримечаниеОбычай предполагает, что посетители после обращения к ламе или посещения хурала оставляют пожертвования, но это необязательно.
Какие дуганы встретятся на пути экскурсанта:
- Сочген дуган — главный и самый крупный храм комплекса;
- храм-дворец хамбо ламы Этигэлова;
- Чойра дуган — философский факультет, самое старое здание дацана;
- храмы будд — Диважин дуган, Майдарин сумэ, Маниин дуган, Гунриг дуган, Сахюусан сумэ и др.;
- храм богини Зеленой Тары — Ногоон Дара Эхын Сумэ;
- и даже храм-оранжерея священного дерева Бодхи, под которым Гаутама Будда обрел просветление.
На территории монастыря есть и другие священные объекты: например, ступы-субурганы. Это архитектурные сооружения, ранее выступавшие хранилищем реликвий, а теперь являющиеся памятниками особым событиям.
Светлана Аубекерова
По пути встретятся молитвенные барабаны хурдэ, один поворот которых заменяет чтение сотен мантр, камень богини Зеленый Тары (возле него загадывают желания), дворцы действующих лам и духовный университет.
Светлана Аубекерова
Тем, кто пришел познакомиться с культурой Бурятии, можно заглянуть в музей и библиотеку. Также рекомендуется побывать в кафе и на рынке, чтобы приобщиться к национальной бурятской кухне и купить что-то у местных ремесленников.
Другие новости раздела
17 июня 2021, 13:28
1 837
Внимание: В Бурятии отменили «Голос кочевников»
Об этом сообщил Алексей Цыденов.
15 июня 2021, 22:29
1 645
«Поезд Победы» прибыл в Улан-Удэ
Какие экспонаты продемонстрировали горожанам?
15 июня 2021, 16:31
1 471
Автор известных в Улан-Удэ скульптур открыл собственную выставку
Среди работ Джейрана Уланова — «Птицы» на Арбате и «Мэргэн» на бульвар…
Смотреть еще
Актуально
16 июня, 15:24
10 767
В Бурятии врачи напомнили об основных симптомах коронавируса
15 июня, 21:37
7 245
В Бурятии с 1 июля подорожают все коммунальные услуги
15 июня, 21:28
3 515
«Помочь по доброй воле»: В Улан-Удэ возобновил работу чат поддержки медиков
14 июня, 17:43
13 095
В Бурятии вводят дополнительные ограничения для борьбы с коронавирусом
Свежие новости
18 июня, 11:32 8
В Улан-Удэ врачи спасли мужчину по дороге на концерт
Он лежал без сознания на земле.
18 июня, 11:22 180
Роспотребнадзор создал базу данных мутаций коронавируса
Она позволит получать объем информации о вирусе и его изменениях.
18 июня, 11:10 292
В Бурятии банда пойдет под суд за кражу 16 миллионов
Напомним, пятеро улан-удэнцев обчистили управление инкассации.
18 июня, 10:54 359
В Бурятии задержали подростка с пакетом наркотиков
Парень, испугавшись росгвардейцев, выбросил мешок конопли и сбежал.
18 июня, 10:36 144
Дмитрий Чернышенко обсудил с Алексеем Цыденовым реализацию туристического нацпроекта в Бурятии
Основным вопросом совещания стало участие региона в нацпроекте «Туризм…
18 июня, 10:23 275
В Бурятии клещи покусали больше тысячи человек
При этом у девяти жителей выявили инфекционные заболевания.
18 июня, 10:19 482
Медработники из Бурятии стали «Лучшими врачами года» в стране
Пять специалистов победили в разных номинациях всероссийского конкурса…
18 июня, 09:44 449
В Бурятии со дна реки подняли затонувшую баржу
Судно затонуло в Баргузинском районе.
18 июня, 06:00 543
В Улан-Удэ днем до +24
Осадков не ожидается.
17 июня, 20:25 1 669
В районе Бурятии восстанавливают разрушенную дамбу
Но под затопление все еще может попасть больше 2000 человек.
17 июня, 20:23 1 706
В Бурятии инспектору в четвертый раз сжигают зимовье и выживают из леса
Но подозреваемых у полиции нет.
17 июня, 20:07 2 087
Обязательная вакцинация от коронавируса в Бурятии: Да или нет
Алексей Цыденов прокомментировал ситуацию с прививками.
Режим работы дацана в Чите, расписание служб
Дамба Брайбунлинг открыт ежедневно, от восхода до заката солнца. С раннего утра желающие попасть на прием к ламам выстраиваются в очередь у домиков. Время общения не лимитировано, разговор длится столько, сколько потребуется для решения вопроса.
Службы в храме проходят по расписанию. Ознакомиться с ним можно на официальном сайта Читинского дацана.
Правила посещения
Перед визитом в дацан следует изучить несколько правил. Одно из них касается внешнего вида. Как женщинам, так и мужчинам, следует выбирать закрытую одежду. Недопустимы шорты, майки, короткие юбки, женщинам не рекомендуется надевать брюки. При входе нужно снять головной убор, разуться или надеть бахилы, стараться думать о хорошем.
На территории двора запрещено курить, ругаться, распивать алкогольные напитки, мусорить, целоваться и обниматься, кричать, переходить дорогу ламам, трогать подношения, указывать пальцем на алтарь и проч. Полный свод правил Читинского дацана доступен по ссылке.
Валентина Марченко
Молитвенные флаги
Интересен комплекс молитвенных флажков, расположенный на отдельной площадке. На нём возведены современные приспособления, чтобы развешивать «коней ветра».
Считается, что «кони», подгоняемые ветром, домчат молитву того, чьё имя написано в центре флажка, до небес. Хий-морины вешают в определённом направлении.
Цвет флажка соответствует установленному знаку буддийского календаря:
Год | Мышь,Дракон,Обезьяна | Свинья,Овца,Заяц | Тигр,Лошадь,Собака | Петух,Корова,Змея |
---|---|---|---|---|
Цвет ткани | Синий | Зелёный | Жёлтый | Белый |
В каком направлении вывешивать | Восток | Юг | Запад | Север |
Эта практика способствует накоплению добрых заслуг и лучшему перерождению.
среда, 6 сентября 2017 г.
Дацан Ринпоче Багша и тропа символов года
Ни прогулки по центру, ни походы в музеи не могут с этим сравниться. В центре Улан-Удэ почти всё советское и европейское, хоть и чувствуется азиатский оттенок, а здесь живой колорит. Можно свободно зайти в буддийский храм, позвонить в огромный колокол в саду монастыря и пройти по тропе 12-ти символов года. Буддисты верят, что совершая этот круг по часовой стрелке, человек усиливает свою удачу и получает возможность реализовать заветное желание. Правда это или нет, но в конце я и правда ощутила прилив энергии и хорошего настроения. Это лучшее место в Улан-Удэ!
Что значит «Ринпоче», и кто такой «Багша»?
Под учителем имеется в виду основатель этого дацана – лама Еше Лодой Ринпоче. Считается, что Еше Лодой – одно из проявлений Будды в нашем обыденном мире. Он приехал в Бурятию из Тибета в 1992 году.
Дацан совсем новый, открыт в 2004 году, и, строго говоря, исторической и архитектурной ценности он не имеет. Храм построен из красного кирпича, с пластиковыми окнами и прочими атрибутами современности. Похоже, что новые храмы в Бурятии строятся именно так: без попыток воспроизвести старину.
Попасть туда можно совершенно беспрепятственно, даже если вы не буддист. Каких-то строгих правил нет, но одеваться желательно разумно: ноги и плечи у взрослых должны быть закрыты.
Самый большой Будда в России
Внутри установлена самая большая в России статуя Будды Шакьямуни.
Конечно, это не такое огромное изваяние, как будды в храмах Тайланда, Мьянмы и Китая, но тоже внушительное.
Зачем буддисты вращают барабаны?
Вокруг Дацана Ринпоче Багша разбит ухоженный сад. В дальнем его конце стоят те самые барабаны, которые всегда фигурируют на фото из буддистских храмов и монастырей:
В Бурятии они называются хурдэ. Внутри барабанов закручены свитки с мантрами. Предполагается, что идя по часовой стрелке и вращая каждый барабан, человек одновременно совершает и духовное, и физическое действие. Сделав круг, он получает положительную энергию.
Хождение по часовой стрелке во время обрядов – важное для буддистов правило. Ему надо следовать в храмах и на дорожках, предназначенных для ритуалов
В остальном по территории дацана можно ходить в любом направлении.
В центре беседки, окружённой молитвенными барабанами, стоит дракон. Это первая из беседок посвящённых символам года.
Тропа символов года
Чтобы пройти всю тропу, нужно зайти с левой стороны от храма и спуститься вниз по лесенке. Я не знала, что и этот круг тоже является священным (в конце-концов, мне неизвестно о связи буддизма с китайским календарём!), и мы начали с противоположного конца. Нас сразу же мягко развернули: «Первая беседка с другой стороны, а эта последняя. Надо начинать оттуда». Никто не нахмурился и не возмутился тому, что туристы делают всё неправильно. Я спросила, почему не отсюда, женщина, поднимавшаяся навстречу, ответила: «Отсюда никак не получится».
Начали как положено, с года мыши:
Животные-покровители идут согласно восточному календарю: мышь, корова, тигр, заяц, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака и свинья + дракон, стоящий отдельно от других.
Т.к. тропа окружена сосновым лесом, есть шанс повстречать белку. Для них на поручнях стоят кормушки, можно приносить орехи.
Символ моего года – собака:
Вид на Улан-Удэ из Дацана Ринпоче Багша
Говорят, что с территории дацана открывается лучший вид на Улан-Удэ, и многие приезжают ради него. Вид действительно красивый, в основном из-за гор.
Но вот не могу сказать, что из дацана видны какие-то красоты Улан-Удэ. Вокруг лишь жилые кварталы, а центр настолько далеко, что ничего не разглядишь.
Как добраться до Дацана Ринпоче Багша из центра?
Дацан находится на окраине, но добраться туда из центра очень просто, маршрутки ходят одна за другой. Они останавливаются напротив Площади Советов, у Филармонии (остановка Филармония), садиться надо с той стороны улицы, где дорога идёт в гору. Номер маршрутки – 97, дацан будет на конечной остановке.
Пешком идти очень далеко, да и не стоит того. Расстояние от Улан-Удэ до Дацана Ринпоче Багша в зависимости от маршрута – 5-6 км, а дорога туда проходит через частный сектор, ничего выдающегося по пути не будет.
Кроме Дацана Ринпоче Багша мы ещё ездили в Иволгинский Дацан, которому больше лет, и он считается более важным. Там, конечно, было больше традиционных старинных строений, и посещение ушедшего в нирвану ламы тоже производит впечатление, но зато по сравнению с ним Дацан Ринпоче Багша гораздо менее туристическое и более спокойное место.
Уникальность
С территории центра открывается восхитительный вид на весь город и долину реки Селенга. Сопка, на которой он расположен – самая высокая точка города, одна из многочисленных вершин хребта Хамар-Дабан.
Колокол четырех печатей http://Yelo-Rinpoche.ru/, CC BY-SA 3.0
В 2004 году установленная статуя Будды Шакьямуни была самой большой в России на тот момент.
В храме центра хранятся уникальные большие чётки, преподнесеные в дар Буддийскому центру «Ринпоче Багша» 1 сентября 2008 года японским монахом Хаяши Хироши. Они сделаны из древесины ценного африканского дерева бубинга. Общий вес чёток составляет 350 килограммов.
На территории храмового комплекса есть парковая зона с садом в японском стиле и дорогой долгой жизни протяженностью в 1 километр. На оборудованной тропе построены 12 беседок для медитации. Каждая беседка соответствует одному из двенадцати животных календарного цикла, которые в форме скульптуры встречают путников на тропе.
Золотой Будда
Китайский мастер Ги Шиюань отлил для храма из бронзы статую Будды, высотой 6 метров. Она была доставлена из Пекина сначала в Маньчжурию, а оттуда переправлена в Россию и приехала в Улан-Удэ на машине, в разобранном виде, накануне Сагаалгана – Праздника белого месяца.
Верующие, ожидающие прибытия статуи, поднесли храму богатые дары. Золотые, серебряные, коралловые изделия, белые шарфы – хадакибыли помещены в основание статуи.
Бронзовое божество собрали, и Ело Ринпоче освятил его. Немного погодя Далай-лама прислал из Дхарамсалы:
- две статуэтки: Авалокитешвары и Ямантаки;
- хадаки;
- урилы (специальные пилюли).
Их тоже положили вовнутрь.
Последними пополнили сокровищницу Ганджур и Данджур, приехавшие из тибетского монастыря Кумбум, расположенного там, где родился Цонкапа, после чего она была замурована. Через два месяца после прибытия бронзовый Будда стал золотым, благодаря позолоте, нанесённой китайскими мастерами.
Он украшает собой главный храмовый зал. Летом 2004 года дацан открылся, и Золотого Будду освятили в этот день повторно.
По обычаю, перед посещением буддийский храм нужно обойти по часовой стрелке, прежде чем войти. Для этого тут выложили кирпичную дорожку вокруг главного здания. Вдоль дорожки расположены молитвенные барабаны, которые можно крутить, таким образом «читая» мантры.
На территории расположено много стендов с изречениями из буддийского учения. Прогулка проходит под негромкую расслабляющую тибетскую музыку.
История Читинского дацана
Дамба Брайбунлинг в Чите был освящен и официально открыт 15 августа 2010 года, но этому событию предшествовала долгая история.
Известно, что первый дацан, а точнее молитвенный дуган, появился в Чите в 1899 году. Располагался он в центре города, там где сегодня находится парк ОДОРА. Несмотря на то, что строительство спонсировали верующие, а проект создавали ламы Гусиноозерского дацана, сооружение выполняло скорее просветительскую функцию, а не религиозную. Официально здание, стилизованное под дуган, считалось выставочным павильоном краеведческого музея. В нем размещалась богатейшая в России коллекция предметов, посвященная буддизму.
В январе 1914 года постройка сгорела и долгие годы буддийская община Читы оставалась без дацана. О возведении нового культового сооружения начали говорить в 1994 году, но местные власти выдали разрешение на строительство лишь спустя 7 лет. Еще год ушел на выбор участка и подготовительные работы. И наконец в 2002 году был заложен первый камень Читинского дацана.
Перебои с финансированием затянули реализацию проекта почти на 8 лет, но все же Дамба Брайбунлинг удалось достроить. Открытие святыни стало настоящим праздником. В церемонии принимал участие духовный лидер российских буддистов — Хамбо-лама Аюшеев, а на городском ипподроме провели соревнования по борьбе, стрельбе из лука и скачки.
Предназначение
В начале 2000 года был создан центр «Ринпоче Багша». С благословения Его Святейшества Далай Ламы XIV центр основал досточтимый Еше Лодой Ринпоче (Ело Ринпоче IV) – тулку, святой перерожденец, человек, осознанно родившийся и посвящающий свою жизнь помощи всем живым существам.
Еше Лодой Ринпоче во время публичной лекции http://Yelo-Rinpoche.ru/, CC BY-SA 3.0
Цель центра: последовательное и осознанное просвещение всех, кто чувствует свою историческую, национальную, духовную близость с буддизмом.
Понимание законов мироздания и методов достижения настоящего счастья и благополучия всеми живыми существами, заложенное в Учении Будды, происходит постепенно. Задача центра – помощь всем, идущим по этому пути.
В Бурятии
Далее Ринпоче преподавал монахам в монгольских степях, а в начале девяностых Далай Лама попросил его поехать в Россию, в Бурятию. В нём, как в наставнике, нуждался Таши Чойкхорлинг, буддийский институт, который открыли в Иволгинском дацане. Благодаря Еше Лодою в списке предметов здешних студентов появилась буддийская философия.
В середине девяностых Еше Лодой и хамбо-лама Будаев профинансировали из личных средств поездку для учёбы нескольких монахов в Гоман дацан. Другим верующим он оказывал неоценимую помощь в виде разъяснений отдельных положений из буддийского учения, объяснял, как выполнять садханы. А они платили ему глубоким уважением за его мудрость, доброту, умение находить объяснение всему происходящему с точки зрения буддиста и точное, ясное решение любой проблемы.
Буддисты стали именовать его не иначе, как Ринпоче Багша, что значит «драгоценный учитель» по-бурятски. Многие из них, люди разного круга, хотели обучаться у него Дхарме на постоянной основе, по плану. Они просили Учителя, чтобы он открыл центр, где бы всё это можно было осуществить.